КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Золотой фонд музея

 

История Оренбургского музея изобразительных искусств началась с коллекции картин художника-передвижника Лукиана Попова. А она началось с Сергея Андреевича Варламова. 

Ему, радиожурналисту, возглавлявшему Оренбургское отделение Союза художников, однажды попала в руки книга о передвижниках. Читая ее, он обнаружил, что академик живописи Лукиан Попов родом из Оренбурга. Варламов дал на радио объявление с просьбой откликнуться всех, кто знал Попова. И пошли отклики. Оказалось, художник был очень популярен в свое время: выпускались репродукции его работ, картины активно раскупались коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. На призыв Варламова откликнулись ученики Лукиана Попова, у которых сохранились живописные произведения учителя. И Сергей Андреевич вместе со своим другом – директором краеведческого музея Борисовым - стал собирать коллекцию работ знаменитого земляка. А когда набралось достаточно экспонатов, начал хлопотать о музее изобразительных искусств. Хлопотать пришлось долго. В 1959 году приказ о создании музея был, наконец, подписан. Поскольку экспонатов в новорожденном музее имелось маловато, обратились в крупные музеи страны, попросили поделиться сокровищами. Откликнулись Русский музей, Третьяковская галерея, Саратовский музей имени Радищева, Музей Востока. Написали письма ведущим советским художникам. Пригодились личные знакомства Варламова. Первым прислал свои работы Владимир Фаворский. Многое подарила Серафима Рянгина, которая вместе с первым мужем Степаном Карповым, уроженцем Оренбурга, в 1918-1919 годах спасалась от голода в нашем городе. Так с миру по зернышку и пополнялись музейные закрома.   

В середине 1960-х годов в круг оренбургских художников влилась целая плеяда выпускников Суриковского института. Виктор Ни, Николай Ерышев, Юрий Григорьев, Вячеслав Просвирин, Геннадий Глахтеев – с их приездом оренбургская школа живописи обрела новые особенности. Это тоже нашло отражение в музейной коллекции. Чем больше становилась коллекция, тем теснее становилось ей в старом особнячке на улице Правды. И четверть века назад он переехал на новое «место жительства». Бывшее здание городской думы, возведенное в начале XIX века, - о таком можно было только мечтать! Правда, здание неоднократно перестраивалось: сначала здесь располагался военный штаб, потом детский сад. Но главное – была сохранена анфилада комнат на втором этаже, благодаря которой здание, наполненное воздухом и светом, просматривается из одного конца в другой. Это самый настоящий дворец, или, как говорят специалисты, «здание дворцового типа». Но дворец очень уютный. Прирожденный музей! Место, где он царствует, – самый красивый уголок улицы Советской. И Советская из его окон кажется иной – немножечко санкт-петербургской. И сами мы в его стенах становимся чуточку нездешними. Недаром же слово «музей» переводится как храм муз. 

Сегодня и каждый день в постоянной экспозиции можно увидеть произведения Лукиана Попова. Не каждый провинциальный музей может похвастать таким собранием, поэтому коллекции, определившей концепцию нашего музея, отдан самый светлый и просторный зал. Один зал пожалован русской графике, два – иконописи, еще два – русскому искусству, три – советской живописи 1920-50-х годов. В каждом зале экспозиции есть известные имена: П. Кончаловский, С. Герасимов, А. Куприн, А. Лактионов. И два зала занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Вот, собственно, и все. Остальное пространство занимают выставки, благодаря которым зрители могут увидеть время от времени то, что хранится в музейных фондах. А там еще столько сокровищ! В том числе богатая коллекция работ оренбургских художников, представляющая огромное разнообразие направлений. Современное искусство тоже требует своего законного места в музее. Кроме того, необходимо пополнять фонды. Музей, как человек, должен расти. Только тогда он живой.  

***

Сергей Андреевич Варламов – первый директор музея изобразительных искусств. Он не только создал музей, но и заложил основы собирательской политики, традиции серьезного научного подхода к комплектованию, хранению и научно-просветительской работе музея, определил его концепцию: отражение культуры Оренбургского края в общем контексте культуры Уральского региона и всей России. Большое значение при нем уделялось работе с оренбургскими художниками, их поддержке, закупке лучших произведений для музейной коллекции. В архиве музея бережно хранятся многочисленные рукописи С.А. Варламова, содержащие бесценный материал – воспоминания о художниках и выставках, о событиях культурной жизни города. В творческом наследии Варламова большое количество замечательных рисунков и акварелей.

Людмила Борисовна Попова, искусствовед, первый главный хранитель, затем директор музея, работала здесь с 1960-го по 1984 год. Людмила Борисовна много сделала для пополнения музейной коллекции и для поддержания связей музея с оренбургскими художниками. При ней устраивались выставки художников, которые сопровождались живым обсуждением, спорами. Сейчас Людмила Борисовна работает в Оренбургском государственном университете, передает молодежи свои знания и опыт, прививает любовь к искусству. Она частый гость музея – не пропускает ни одной выставки, ни одного значительного мероприятия, оставаясь образцом бодрости, оптимизма, жизнелюбия, интереса к жизни и к искусству.

Наталья Ивановна Дубинина пришла в музей в 1972 году – главным хранителем. А в 1984 году стала директором. Ее директорство совпало с переездом музея в новое здание.                                                          

Все сложности восстановительного реконструктивного периода легли на нового молодого директора. Именно в ее бытность была выстроена постоянная экспозиция, включающая отдел русского, советского искусства (при формировании которых старались придерживаться историко-хронологического принципа), создан декоративно-прикладной отдел. В эти годы в музее старались восполнить пробелы в истории художественной жизни прошедших десятилетий, особое внимание уделяли формированию отдела современного искусства 1970-90-х годов. В бытность ее директором осуществляются крупные музейные проекты: выставка «Край наш любимый – Оренбуржье», посвященная юбилею области,   выставка, посвященная тысячелетию Крещения Руси, включающая не только иконопись,   но и русскую, западноевропейскую графику, выставка «Городская культура рубежа веков», многогранно отразившая провинциальный модерн на основе фонда Бутовских, и многие, многие другие.

В 2008 году музей возглавил новый директор – кандидат педагогических наук Юрий Эдуардович Комлев. Он активно способствовал пополнению коллекции музея новыми экспонатами, особое внимание уделил современному техническому оснащению музея. Благодаря его усилиям проведена необходимая реставрационная работа, расширяются связи музея как с другими музеями, так и с прочими учреждениями культуры. За год была осуществлена реконструкция помещений музея в соответствии с новым дизайнерским проектом. С его приходом были выиграны губернаторские гранты по программе «Культура Оренбуржья» и гранты по программе «Культура России». Это позволило приобрести в 2008 году произведения, которые находились «на закупке» в музее на протяжении долгого времени, а также получить за счет средств Министерства культуры России работу русского художника, уроженца Оренбурга А. Чернышова (1824-1863) «Вид степи близ Оренбурга. Пейзаж с юртами», 1851 год, которая стала ценным пополнением коллекции русской живописи.

 Лидия Сергеевна Медведева – заместителя директора музея по науке. Дочь основателя музея С.А. Варламова, она работает в музее 47 лет – почти со дня его открытия. Поэтому переоценить ее роль в культуре, причем не только в оренбургской, но и отечественной, невозможно. Среди множества ее достижений и заслуг особое место занимает создание на протяжении почти четырех десятков лет замечательной коллекции наивного искусства, получившей высокое признание не только на общероссийском уровне, но и за рубежом, осмысление самого феномена «наивного искусства», нашедшее отражение в десятках ее статей и книге «Мир, росою умытый…», создание монографии о невероятно талантливом и практически никому не известном графике 20-40-х годов Николае Прохорове (1896 – 1942), работы которого хранятся в оренбургском музее.

  Вера Алексеевна Щуренкова более четверти века является главным хранителем музейных фондов. Широко эрудированный специалист, имеющий за плечами два высших образования – педагогическое и искусствоведческое, свободно владеющий английским языком, Вера Алексеевна внесла большой вклад в комплектование музейных коллекций и пополнение внемузейного фонда, такого, например, как коллекция Бутовских. Она принимала деятельное участие во всех крупных музейных проектах, подготовке выставок и музейных изданий, на протяжении многих лет была членом экспертной комиссии при управлении (затем департаменте) культуры Оренбургской области.   Подготовила к изданию альбом-каталог одного из интереснейших оренбургских художников Вячеслава Просвирина. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья