ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 

Вячеслав Лабузов: «В школе всегда интересно»

9 февраля в Оренбуржье официально стартовал Год учителя. В эти же дни исполнилось 16 месяцев, как министерством образования области руководит Вячеслав Александрович Лабузов. С ним, педагогом, историком и «школьным министром», мы побеседовали о проблемах и, конечно, о перспективах образования.  

- Вячеслав Александрович, почему, на ваш взгляд, именно 2010 год объявлен в России Годом учителя?

- Наверное, потому, что руководство страны понимает: если мы хотим позитивных перемен в обществе, то надо начинать со школы. Здесь закладываются основы гражданственности, знаний, человечности, профессионализма. Мы, потеряв многое положительное из советской системы образования, долго выбирали между западными и даже восточными образцами, забывая о том, что каждой нации свойственны свои особенности, в том числе в организации учебного процесса, и он не может не иметь национальной окраски. Что бы там ни говорили, советская образовательная система считалась одной из лучших в мире. Естественно, у нее были и минусы. Но не зря ведь Джон Кеннеди, когда Юрий Гагарин полетел в космос, дал ей высокую оценку, сказав: «Мы проиграли соревнование с Советским Союзом в школьном классе». А в 1990-х годах на волне общественной либерализации начались поиски новых образовательных концепций, которые далеко не всегда приводили к положительным результатам, появилось множество разных учебников, в том числе не самых умных. Учителя слепо шли за ними, хотя стоило сначала разобраться, какой хорош, а какой не очень. Значительная часть профессионалов по причине тяжелых экономических условий вынужденно ушла из школы. Этот уход сказывается и сегодня.

Поэтому правильно, что Год учителя объявлен именно сейчас. Правительство и Президент России поставили перед общественными и государственными структурами задачу выстроить стратегическую систему в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа». И начинаются пять пунктов этой системы со стандартов образования, потому что должен быть определенный формат, который позволит учителю творчески работать, применять разные формы и методы обучения, решая главную задачу – дать ученику качественные знания. И не случайно следующим пунктом системы идут педагогические кадры, их переподготовка. Оренбуржье на фоне России оказалось в этом смысле уникальным регионом – только за  год и четыре месяца, что я работаю в должности министра образования, мы доучили 3 тысячи учителей. 

- Они прошли курсы повышения квалификации?

- Нет, именно доучились. У нас были определенные трудности с содержанием обучающих программ института повышения квалификации работников образования ОГПУ. Мы с коллегами внимательно отсматривали программы, которые там предлагались: много методики, истории педагогики, истории психологии. Наверное, и это надо. Но мы столкнулись с тем, что у нас некоторые учителя русского языка и литературы делают по девятнадцать орфографических ошибок за урок! Не буду называть муниципалитет, где я лично присутствовал на уроке в гуманитарном классе и где ученики нацелены на поступление на гуманитарный факультет вуза. Так преподаватель за два часа сделал семнадцать фактических ошибок! Вот и приходится учителей доучивать.

К тому же наука не стоит на месте, есть новые веяния в истории, в литературе. Даже в таких, казалось бы, консервативных науках, как физика и математика, появляется что-то новое. И учитель должен знать об этом. Мы сегодня процентов 80 предметного блока увеличили, жестко ориентируем учителей на ученика, на знание, на результат. И как бы мы сегодня ЕГЭ ни ругали, это законодательно утвержденная государственная аттестация, и мы обязаны идти по этому пути. Кстати, именно ЕГЭ очень серьезно высветил проблему неготовности определенной части учителей.

- Неготовности давать глубокие знания или неготовности к системе единого госэкзамена?

- Объясню. Раньше основную нагрузку при аттестации несли учителя русского языка и математики. Они привыкли работать на результат. Остальные приходили в класс достаточно спокойными: урок провели, оценки выставили, и для них все закончилось. А теперь, когда у нас экзамены по тринадцати предметам, учителя стали задумываться: смогу ли подготовить детей к выпускным экзаменам в новой форме? Я сам решал задания ЕГЭ по истории, и некоторые вопросы меня заставили крепко задуматься. Например, «перечислите князей, которые правили в период феодальной раздробленности Руси», - это вогнало меня в ступор. Ведь о проблеме феодализма, о его временных рамках, периодах до сих пор идут достаточно серьезные научные дискуссии! Может быть, тут горе от ума, поскольку на самом деле вопросы рассчитаны на знание школьной программы. Ее я и начал вспоминать, поставил крестики напротив имен князей и попал в точку. То есть экзамен требует хорошей базовой подготовки, а ее современные выпускники, как правило, не имеют.

- Отсюда вопрос: во времена Кеннеди, о котором вы упомянули, американские газеты выходили с заголовками типа «Почему Ваня знает больше, чем Джонни?». Как, по-вашему, кто сейчас знает больше?

- Не могу сказать, как там Джонни, а вот что знает Ваня, мне известно точно. И чего не знает, к большому сожалению. Есть у нас, конечно, очень толковые ученики. Я был в лицее № 3 Оренбурга, поговорил с классом, и стало понятно: это первый курс исторического факультета! Ребятам надо только помочь привести их знания в систему. С другой стороны, недавно читал объяснительные записки воспитанников профессионального училища и с грустью думал, чего стоит преподавание в некоторых наших школах: «незнаю», «невидил», «менистору»… Да если бы только в профучилище!

Хорошо, что мы все это, наконец, осознали и обратили серьезное внимание на качество знаний. Сегодня нашим общим с коллегами достижением считаю то, что по каждому выпускному классу каждой из 1 127 школ области мы знаем, кто из учеников и учителей находится в «зоне риска». Если в классе на протяжении нескольких лет по какому-то предмету ставятся неудовлетворительные оценки, то виноват не ученик, а учитель. И этим вопросом мы занимаемся. Хотя у нас множество хороших учителей, которые любят, знают свой предмет и могут прекрасно его преподавать. Например, в Беляевском районе, где в 2008-м произошла трагедия, решено было не только школу построить. Мы подумали, что надо комплексно решить там проблемы образования. Переучили всех учителей района. Выпускным классом Беляевской школы занимались отдельно. Причем когда поняли, что не все учителя смогут дать высокое качество знаний, пригласили педагогов из Оренбурга. Те дали мастер-класс и для учителей, и для учеников. И это сразу отразилось на ребятах – они начали решать! К чести беляевских учителей, они хотят учиться, они установили связи с оренбургскими коллегами, ездили к ним. И результат был виден уже в прошлом году – с последнего места в области по результатам ЕГЭ Беляевский район поднялся на четвертое.

- Система ЕГЭ устоялась? Учителя к ней привыкли?

- Все зимние каникулы мы проводили собеседования с начальниками управлений образования, провели девять зональных встреч с директорами школ. И я им говорил: не стоит обольщаться значительным рывком, который произошел в прошлом году по результатам ЕГЭ. Да, в 2008-м было 30 процентов двоек по математике – в 2009-м стало три процента, было 15,5 процента двоек по русскому языку – стало три с небольшим. Да, много сделано, потому что мы всем миром навалились в апреле прошлого года: и ученики, и родители, и учителя, и директора школ, и начальники управлений, и министерство.

- Что же не так?

- Педагогическое сообщество отчетливо понимает: чтобы преодолеть минимальный порог, установленный Рособрнадзором, необходимо выполнить самые легкие задания (например, по математике – четыре простейших). В ноябре в Чебоксарах министр образования Фурсенко проводил совещание и сказал нам: ЕГЭ 2010 года будет проводиться жестко и честно. Слава богу, у нас в области с честностью все в порядке. Все материалы ЕГЭ, отправлявшиеся в федеральный центр, проверку прошли, замечаний к нам не было. Но мы не успокоились, с сентября по плану начали готовиться к единому госэкзамену 2010 года. Каким будут его результаты? Пока, реально оценивая обстановку, прогнозируем 10 процентов двоек. Но время еще есть, можно исправить ситуацию.

- Не первый год родители учеников жалуются на разного рода поборы в школе. Как с этим сейчас?

- Поборы поборам рознь. Во все времена родители помогали школе. Но одно дело, когда сбор средств происходит по инициативе родительского комитета, когда есть для них отдельный счет и деньги не прилипают к рукам. Другое – когда директор заявляет: «Соберите мне по 150 рублей к завтрашнему утру», - и отчета никакого. По закону все должно быть: с договором, с квитанциями.

- Что уже сейчас дал Год учителя?

- Мы стали обращать больше внимания на учителей. На открытии Года учителя 9 февраля в Оренбурге мы постарались отметить педагогов, причем разных категорий. Я рад тому, что вслед за нами муниципалитеты провели подобные мероприятия. 3,6 миллиона рублей выделяется на премии 18 лучшим учителям области по итогам конкурса. Положение мы сейчас разрабатываем. Но смотреть будем очень внимательно. Недавно проводили срезы и обнаружили парадоксальный случай: у учителя высшей категории в сельской школе стопроцентная неуспеваемость. И ведь он вел класс пять лет! Так что система аттестации учителей будет изменена, и квалификация станет присваиваться с учетом главного – практической части аттестации: посещения и анализа уроков аттестуемого педагога.

- Ваши пожелания учителям и ученикам в Год учителя?

- На недавнем совещании с директорами школ я сказал, что педагогическое сообщество у нас сильное, надо только определиться с целью и с этапами ее достижения. Ну цель-то понятна – качество обучения. Поэтому желаю учителям, чтобы они все поставленные задачи выполнили. Еще – настоящие учителя большую часть жизни проводят в школе, поэтому желаю им благополучия в семье, домашнего тепла, любви. И самое главное все-таки – понимающих учеников. А ученикам… В школе всегда интересно. Я с недоумением посмотрел одну часть сериала «Школа», больше не стал: и так все понятно. Мне жалко режиссера, у нее детства не было. Школьные годы должны остаться в памяти как самое радостное время, период надежд и мечтаний. Пусть у наших учеников они будут светлыми и высокими, пусть оценки будут хорошими. Это, наверное, правильно.  

ДОСЬЕ «ОН»

Вячеслав Александрович Лабузов родился 25 июля 1957 года в Оренбурге. Трудиться начал в 1974 году слесарем-сборщиком на Оренбургском аппаратном заводе, затем служил в Советской армии. В 1983 году окончил историко-филологический факультет Оренбургского пединститута. В 1984 – 1986 годах – первый секретарь Ленинского райкома ВЛКСМ, в 1986 – 1990-м – заведующий идеологическим отделом Ленинского райкома КПСС. С июня 1990 года – на преподавательской работе. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2004-м – докторскую. Автор 70 статей и семи монографий. С 2006 года работал деканом факультета второго высшего образования Оренбургского педуниверситета.

10 октября 2008 года назначен на должность министра образования Оренбургской области.

МОИСЕЕВ Вячеслав